На территории Эльтаркача так же обнаружены памятники относящиеся к северокавказской (II тысячелетие н.э.), Кобанской (I тысячелетие до н.э.). Многие памятники на данной территории оставлены предками карачаево- балкарцев- кочевыми тюркоязычными народами скифами (VIII-III вв. до н.э.), сарматами (III в до н.э. – III в. н. э.), аланами (I-XIV вв. н.э.), булгарами, хазарами (VI-X вв.н.э.).
На территории самого аула Эльтаркач обнаружено аланское городище и богатый могильник, которое археолог Е.П.Алексеева относит к IX-XI вв. Но для истории особую ценность представляет сохранившаяся до сих пор каменная статуя. Она находится в северо-западной части аула Эльтаркач. Этот ценный памятник первым из европейских ученых обнаружил член Российской Академии Наук И.-А. Гюльденштедт, который в 1769г., изучая Кавказ , посетил и Эльтаркач. В своей большой научной работе о путешествии по Кавказу, опубликованной на немецком языке в 1781 и 1791гг., он писал о гигантском памяти памятнике Альтаркач, на котором изображена женщина , а на обратной стороне высечены два христианских креста. Гюльденштедт называет этот памятник каменной статуей колоссальных размеров.
Одни ученые считают, что Альтаркач (или Эльтаркач) является половецкой каменной бабой, каких много на Северном Кавказе и по всему югу России. Следовательно, памятник в Эльтаркаче появился не раньше X века, то есть с принятием христианства. Сам топоним «Эльтаркач» ученые толкуют по-разному: одни говорят, что он произошел от фразы «эль тарды, къач», что по-карачаевски означает «Село стало тесным, убегай». По легенде будто бы карачаевцы ушли из Эльтаркача из-за эпидемии чумы. Другие ученые утверждают , что слово «Эльтаркч»
(имя человека) + «къарча» (крест), то есть «крест Эльдара».
В книге «Карачай» Умар Алев пишет, что карачаевцам в Эльтаркаче «не пришлось оставаться долго: эпидемическая болезнь, появившаяся среди соседних племен, заставила их снова пуститься в странствования.
Так достигли они наконец Баксана, или Эл-Джурт, где заняли местность под названием «Эл Джашагъан» и прожили там около сорока лет».
Часть карачаевцев все же осталась на старой территории. Во всяком случае , та их часть , которая в XV в. проживала в Эльтаркаче.
Начиная с 1862г.. когда часть бывших карачаевских земель, отобранных в царскую казну , была возвращена карачаевскому народу , на этих землях возникло около 300 хуторов. В 1926 г. на месте бывших карачаевских хуторов (кошей) жителями Большого Карачая был основан нынешний аул Эльтаркач.
Таким образом, первоначальное заселение людьми территории нынешнего Эльтаркача началось свыше ста тысяч лет назад. В аланский период на территории Эльтаркача существовал большой поселок .
Подводя итоги сказанному, можно смело утвердить , что нынешний аул Эльтаркач возник в начале X в., о чем свидетельствует христианский памятник X в. Альтаркач, или по-нынешнему Эльтаркач.